Путешествуй вместе с нами
lf

Мощный воспитательный заряд, органически присущий правильно проведенному походу, в таких случаях не принимается во внимание, а вместо этого начинается рассмотрение похода как суммы проведенных мероприятий: посетили могилу павших бойцов или музеи боевой славы — проводилось патриотическое воспитание, не посетили — не проводилось; отчитали кого-то на вечернем разборе за нарушение дисциплины — велось воспитание коллективизма, обсуждали только пройденный маршрут и никого не разбирали — воспитанием коллективизма не занимались и т. д. Нет ничего более ошибочного, как попытка оценить воспитательное воздействие похода по числу проведенных мероприятий.

Бывает, что руководитель группы соглашается с подобной оценкой похода, просто не зная, что можно ей противопоставить. Между тем возьмем то же патриотическое воспитание. Чувство личной сопричастности к родной земле, к успехам своей страны не обязательно возникает при запланированном посещении музея или места захоронения героев-воинов. Все зависит от того, как проведешь такое посещение. С другой стороны, это чувство нередко возникает, как уже говорилось, под влиянием тесного общения с природой, но это ни в какие разделы отчета не занемеешь. В группе, где на разборе можно было сосредоточиться на пройденном маршруте
и не пришлось никого обсуждать, дело с во спитанием коллективизма, скорее всего, обстоит вполне благополучно. В группе же, где случаются нарушения, дело воспитания коллективизма, вероятно, хромает — почти всякое нарушение в той или иной мере связано с пренебрежением интересами коллектива.

Ни директорам школ, ни руководителям походов не следует сводить воспитательный эффект похода к количеству проведенных мероприятий: в плане трудового воспитания сделано то-то и то-то; в плане эстетического воспитания — то-то и то-то и т. д. Необходимо помнить о внутренне присущей туризму воспитательной силе: если поход был проведен хорошо, то свою воспитательную роль он просто не мог не сыграть. К выявлению того, прошел поход хорошо или плохо, и должен сводиться отчет.

Нельзя забывать и о глубокой воспитател ьной силе