Ultimate magazine theme for WordPress.

Ozon.Travel закрывает продажи отелей и туров

Компания Ozon.Travel в течение ближайшего месяца свернет сервисы бронирования отелей и туров и сосредоточится на направлении, с которого и начинала деятельность, – онлайн-продажах авиабилетов. Отметим, в последние годы туристические интернет-ретейлеры, напротив, стремились к диверсификации, добавляли в ассортимент новые продукты. Стоит ли рассматривать решение Ozon как начало нового тренда – возврата к узкой специализации или это лишь частный случай?

Билеты, отели или туры?

Сравнивая разные сегменты онлайн-трэвел, эксперты обращают внимание на их существенные отличия – и по технологиям продаж, и по доходности.

«Реализация авиабилетов – низко маржинальный бизнес», – говорит коммерческий директор компании aviakassa.com Виктория Кизимова. Возможно, именно поэтому билетчики в своё время и устремились массово осваивать смежные сферы, где доход в процентном выражении выше.

При этом продажа авиаперевозки – высокоавтоматизированный и относительно простой с точки зрения организации процесс. Ведь контрагентами выступают глобальные GDS, предлагающие готовые технологические решения. А вот онлайн-бронирование гостиниц требует либо прямого контрактинга с многочисленными объектами размещения, либо работы через нескольких посредников. Не говоря уже о том, что приходится конкурировать с крупными международными игроками – Booking.com, agoda.com и другими, а это нелегкая задача.

Еще сложнее обстоит дело с организацией онлайн-продаж туров. Как поясняет руководитель «Слетать.ру» Андрей Вершинин, объемы реализации турпакетов через Интернет пока недостаточны для того, чтобы выстраивать эффективные бизнес-процессы. Автоматизация доступна лишь частично, остается масса ручной работы, нужен штат квалифицированных специалистов для обслуживания заказов под запрос. «Выйти на приемлемую рентабельность проще компаниям, специализирующимся на этой деятельности, а не тем, кто занимается ей лишь для расширения ассортимента», – отмечает эксперт.

За кем будущее?

Несмотря на то что преуспеть одновременно в нескольких сегментах онлайн-трэвел объективно сложно, большинство экспертов не спешит выносить приговор диверсификации.

«Сосредоточиться на чем-то одном – билетах, гостиницах или турах – стратегически верно. Но и расширение ассортимента услуг с прицелом на перспективу тоже имеет право на существование. Полагаю, такие попытки будут продолжаться», – говорит Андрей Вершинин.

Сторонником многообразия продуктов выступает Виктория Кизимова. «Одни сервисы дают хорошую маржинальность, другие – повышают трафик онлайн-площадки», – приводит аргументы она. Что же касается решения Ozon.Travel отказаться от продажи гостиниц и туров, эксперт считает, что таким образом компания пробует разные модели бизнеса, нащупывая наиболее доходную, и не исключает в перспективе её возврата к многопрофильности.

Особое мнение у сооснователя сообщества Travel Startups в Фейсбуке Леонида Пустова. Он ссылается на мировую практику, которая почти не знает примеров, когда онлайн-трэвел-компании удалось бы добиться успеха одновременно на нескольких направлениях.

***

Пока готовилась эта статья, стало известно о запуске российской онлайн-площадкой avito.ru сервиса по краткосрочной аренде квартир для гостей мундиаля-2018. Насколько удачной окажется попытка этого не связанного прежде с туристической сферой игрока вторгнуться в сферу глобальной компании Airbnb и составить ей серьезную конкуренцию, покажет время.