Как турбизнесу и региональным властям перестать «жить на разных планетах»

Сценарии и реальную практику партнерства турбизнеса и региональных властей обсудили на круглом столе, организованном АТОР и Комитетом по импортозамещению при Министерстве культуры в рамках MITT 2018. В уникальной дискуссии приняли участие министры ряда регионов и крупнейших туроператоров.  

«Базис недопонимания между администрациями и туроператорами – это сложившееся за многие годы чудовищное по глубине недоверие. Администрация придумывает различные инструменты для развития туризма, а турбизнес часто говорит «мы еще подумаем». Бывает и обратная ситуация. Что можно сделать, чтобы это взаимное недоверие развеять? Что происходит, когда турбизнеса находится в диалоге с властью, а не «на другой планете»? Вот главная цель нашего сегодняшнего обсуждения», — так охарактеризовала проблему и повод для встречи представителей турбизнеса и региональных властей глава Комитета по импортозамещению при Министерстве культуры РФ и исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, открывая мероприятие.

Со своим видением того, в каких моментах и сферах региональным властям сегодня можно и нужно поддерживать туристический и отельный бизнес, с участниками круглого стола поделилась  министр культуры Московской области Оксана Косарева.

Она детально обрисовала картину прямых мер поддержки турбизнеса, которые предпринимаются правительством региона для активизации внутреннего турпотока: от внедрения электронной регистрации постояльцев в гостиницах и электронной системы подачи документов на следование автобусов с детскими группами до  «единого окна» для инвесторов в отельный фонд области и разнообразных программ субсидий.

Министр особо подчеркнула, что у бизнеса больше доверия, чем «глобальные» программы вызывает позитивный опыт контакта с властями по поводу решения точечных мелких проблем – установка дорожного указателя у отеля, получение разрешения на строительство, поддержка в рекламе и пр. В частности, в Московской области турбизнес может совершенно бесплатно разместить свои объекты и программы на областном портале Welcome.mosreg.ru.

«Все это регион делает для того, чтобы изменить соотношение туристического и экскурсионного потоков в Московскую область в пользу первого их названных», — отметила г-жа Косарева. Интервью министра московской области, детально раскрывающее концепцию поддержки турбизнеса властями региона, читайте в ближайшее время на сайте АТОР.  

Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму круизной компании «Мостурфлот», продолжая обсуждение проблемы, выразила мнение, что крупным туроператорам, отправляющим туристов в регионы в рамках круизных или экскурсионных туров, как таковая прямая помощь от регионов в большинстве случаев не требуется.

«Что действительно мы бы хотели видеть – так это, как регионы оказывают прямую помощь и поддержку местному туристическому бизнесу в плане обновления и создания инфраструктуры на маршрутах: в виде хороших дорог, сети пунктов качественного питания, обустройства подъездов к объектам показа и организации стоянок автобусов, наконец, обычных туалетов в достаточном количестве», — заключила Светлана Гончарова.

В качестве позитивных примеров правильного и эффективного взаимодействия турбизнеса и власти она привела такие города, как Мышкин, Углич, Владимир, Суздаль. Г-жа Гончарова также отметила, что в последний год турбизнес может воочию наблюдать, как власть во мноих случаях сама понимает, что не может обойтись в решении тех или иных вопросах без бизнеса и охотно идет на практические контакты.

«Администрации все чаще приглашают бизнес на совещания, на согласования по различным поводам, касающимся развития туризма. Главы районов и городов принимают участие в инфотурах с туроператорами, задают им вопросы, что нужно изменить», — подчеркнула заместитель директора по туризму «Мостурфлота».

Министр Тверской области Иван Егоров высказал свое видение того, как именно региональная власть может и должна поддерживать турбизнес.

«Задачи администрации – создание благоприятных факторов для бизнеса, меры для снижения его издержек. Задача туроператоров — формирование и реализация конкурентоспособного турпродукта, а государство может создавать для этих турпродуктов инфраструктуру и участвовать в продвижении», — подчеркнул г-н Егоров в своем выступлении на круглом столе.

В связи с этим он остановился на опыте своего региона, рассказав о действующих в Тверской области программах субсидирования инвесторов, планах по ремонту дорого и процессе возврата в госсобственность причальных стенок на Волге, организуемых для туроператоров инфотурах и программе грантов для частных музеев (20 млн р. в год).

Приведя в пример опыт Тверской области, министр рассказал о том, как туристические администрации могут привлечь внимание правительства региона к проблемам отрасли. По его словам, анстоящее межведомственное взаимодействие и поддержка туризма на региональном уровне стартовала тогда, когда в области подсчитали, что туризм, даже в его «не-поддерживаемом» виде уже создает 3% от регионального валового внутреннего продукта (или 1 млрд 100 тыс. р. в год).

В заключении г-н Егоров рассказал, что опыт работы с экспертной группой Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ дал региону возможность расширить представление о Тверской области у федерального турбизнеса, открыть ему и, главное, туристам, новые объекты и возможности для построения качественных и востребованных маршрутов. 

Развивая диалог, в качестве практического совета для регионов, которые планируют представлять свои брендовые маршруты на оценку экспертам Комитета по импортозамещению, Ирина Петрова, руководитель экспертной группы Комитета, порекомендовала региональным администрациям не создавать совершенно новые, "выдуманные", маршруты, не имеющие "обкатки" бизнесом. 

Безусловным «гвоздем» программы круглого стола стало выступление генерального директора туроператора «Библио Глобус» Ирины Костенко – опыт взаимодействия крупнейшего туроператора страны по внутреннему туризму с региональными властями был интересен всем.

Г-жа Костенко подчеркнула, что успехи «Библио-Глобуса» по наращиванию турпотока на Юг России – от 40 тыс. туристов в 2015 году до 1 млн в 2017 году, были бы невозможны без эффективного сотрудничества с региональными властями.

«У бизнеса и власти должен быть не просто диалог, а взаимовыгодное партнерство. Для этого каждая сторона должна приносить в это партнерство свою уникальную ценность. Занимаясь выездным туризмом на различных рынках много лет мы сегодня имеем возможность перенести отлаженные мировые практики в организованном туризме на российскую почву. Региональные власти Сочи и Крыма, понимая и принимая тот тезис, что наш внутренний туризм необходимо «подтянуть» до международного уровня, делают со своей стороны все возможное для облегчения внедрения таких практик у себя в регионах, вникают в процессы туроператора», — рассказала генеральный директор «Библио  Глобуса».

Она также анонсировала планы компании по кардинальному увеличению объемов и расширению спектра направлений внутреннего туризма – этому будет посвящен отдельный материал в ленте «Вестника АТОР».

Заместитель министра по туризму Калининградской области Сергей Кузнецов рассказал участникам круглого стола о текущих и планируемых программах поддержки турбизнеса в регионе, включая программы субсидирования туристических поездок детских и юношестких групп, выделение компенсаций на организацию рекламно-информационных туров в область, субсидии муниципалитетам на обустройство мест массового отдыха (80% средств региона и 20% — муниципального бюджета), субсидии на содержание морских пляжей в муниципалитетах области и др.

Интервью с г-ном Кузнецовым также читайте в ближайшее время на ленте «Вестника АТОР».

В заключение мероприятия, участникам которого, как и прошлый раз, не хватило времени на обсуждение всех запланированных вопросов (оно продолжилось в кулуарах), с презентацией исследования АТОР о текущих инвестициях регионов в туристический сектор выступила Майя Ломидзе. Некоторые выводы исследования:

— отдача от инвестиций в туриндустрию региона начинает ощущаться минимум через полтора года

— сейчас в большинстве регионов объемы инвестиций и объемы турпотока практически не коррелируют между собой.

«Это говорит прежде всего о том, что эффективное инвестирование в такую сложную отрасль, как туризм, требует теснейшего контакта власти и турбизнеса. С помощью такого партнерства и обмена опытом и подходами регионы смогли бы сэкономить массу средств, а турбизнес – решить массу реальных проблем, которые власть может просто не видеть», — считает г-жа Ломидзе.

Она также подчеркнула, что Комитет по импортозамещению в туризме при Минкульте РФ – та самая площадка, где федеральный, региональный турбизнес и власти регионов учатся находит общий язык по самым разным проблемам на самых разных уровнях, и пригласила всех работать вместе для общей пользы и реальных результатов. 

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram

.

Вам также могут понравиться